Естественно, мы все любим бесплатные решения наших проблем. Особенно, учитывая, что в современном мире, и тем более в сегменте интернет-предпринимательства таких решений намного меньше чем хотелось.

Если говорить о CRM системах, то вы можете найти платные, бесплатные и условно бесплатные тарифы. Последний вариант является наиболее распространенной версией бесплатных, что логично, так как ни одна компания не станет безвозмездно тратить годы на разработку качественного продукта, не приносящего прибыли. А вот использовать полностью бесплатные версии попросту опасно, так как подобные системы обновляются реже платных аналогов, а техподдержка относится к ним как куркуль к бедным родственникам. Мы ведь занимаемся бизнесом и не хотим, чтоб в любой момент из-за сбоя, или хакерской атаки созданная непосильным трудом база данных оказалась потерянной или (что еще хуже) украденной.

Условно бесплатные CRM

Данный подвид аналитических систем является волшебной палочкой для малого и иногда среднего бизнес-сегмента. Условно бесплатные CRM не требуют от вас финансовых вливаний, но предоставляют ограничения на часть функционала, которые в любой момент можно снять, приобретя платную лицензию.

Бесплатные CRM системы такого порядка обладают хорошей техподдержкой и приемлемыми, а иногда и широкими возможностями (поиск новых клиентов, интернет-маркетинг). Они служат одновременно своеобразным пробником и демонстрацией возможностей фирмы изготовителя. Поэтому разработчики следят за безопасностью системы и, своевременно ее обновляют. Тем более, что рано или поздно (если дела будут идти хорошо), вы перейдете на платную версию.

Бесплатные CRM обладают только одним весьма очевидным плюсом: они бесплатные. В остальном данные системы существенно уступают платным аналогам. А вот минусов у использования данного программного продукта несколько больше.

Минусы бесплатных CRM систем

Стоит сказать, что большинство минусов бесплатных CRM систем являются проблемными для среднего и крупного бизнеса. Если вы относитесь к  ним, обратите внимание на рейтинг платных CRM тогда как мелкие предприниматели могут не обращать на них внимание.

Они есть в любом случае, но вот их количество и качество зависит индивидуально от политики издателей. Наиболее часто встречаемый вариант  — ограничение по времени использования. Обычно, такая бесплатная CRM система работает всего две недели и использовать ее следует только при условии, что по прошествии этого периода вы приобретаете полноценную версию.

На втором месте по популярности  — уменьшение максимального количества пользователей и объема базы клиентов. Не смертельно для представителей малого и частично среднего бизнеса, но если вы владелец крупной фирмы, работать в CRM вам будет крайне неуютно.

Еще одним подводным камнем, с которым сталкиваются обладатели бесплатных CRM систем является отсутствие поддержки разработчиков во время внедрения. Такие действия обычно требуют индивидуальных решений, воплотить которые без  сторонней помощи проблематично.

Рейтинг бесплатных и условно бесплатных CRM

SalesMan

CRM система, бесплатная версия которой считается одним из самых популярных решений для небольших стартапов и фрилансеров. Особенность продукта заключается в выдавании бесплатной лицензии только на одного человека, сохраняя при этом весь функциональный спектр. Доступна только коробочная версия, которая позволяет:

  • создавать воронку продаж;
  • работать во внутреннем полноценном почтовом клиенте;
  • вести финансовый учет и управлять сделками;
  • отслеживать холодные звонки;
  • пользоваться большим количеством шаблонов отчетности;

Основным минусом бесплатной версии SalesMan является тот факт, что лицензия распространяется только на одного человека. За подключение второго уже необходимо платить.

Битрикс 24

Комплексное решение для небольшой и средней фирмы, благодаря которому вы сможете:

  • использовать корпоративную сеть. Существенно упрощает взаимодействие между сотрудниками. Позволяет ставить задачи, редактировать их, добавлять наблюдателей, соисполнителей, вести систему отчетности. Корпоративный портал представляет собой социальную сеть с интуитивно понятным интерфейсом, благодаря чему использовать его удобно даже новым членам колектива;
  • вести учет звонков и контролировать выполнение заказов, мониторить каждый этап покупки. Незаменимый набор инструментов для отдела продаж;
  • работать со смежными сервисами. Хорошо проработанные интеграционные возможности Битрикс24 позволяют совмещать систему с почтовыми рассылками, IP-телефонией и т.д.

Мегаплан

Изначально платная CRM система обзавелась бесплатным тарифом “МегапланFree”. Это полноценный облачный сервис, ограничения которого коснулись только количества учетных записей и максимальным количеством записей в базе клиентов. Если вы не планируете заводить больше 10 учетных записей, и общее количество ваших клиентов не превышает 1000 (что бывает достаточно для предпринимателей малого, а иногда и среднего звена), данная CRM существенно упростит вашу работу. Она позволяет:

  • систематизировать и контролировать показатели отдельных сотрудников, или целых подразделений;
  • работать во встроенном планировщиком задач. В нем задачи можно связывать друг с другом и со сделками;
  • использовать корпоративный чат и многоканальнуюсистему оповещаний.

К ощутимым минусам бесплатной версии данной CRM можно отнести ограничение по проектам. Максимально вы можете работать только в двух. Также бесплатный тариф Мегаплана не подразумевает интеграцию с 1С.

Вывод

Если вы все еще не уверенны, стоит ли использовать бесплатные версии CRM систем, дадим вам небольшую подсказку. Ориентируйтесь на количество пользователей, которые будут с ней работать. Владельцам относительно крупных предприятий устанавливать такие варианты нерационально. А если в фирме работают всего несколько специалистов, то такая система сыграет хорошую службу, оптимизировав и автоматизировав многие рутинные процессы.